Перевод Танца с Драконами

Айдан Гиллен о Мизинце, «Прослушке» и ирландском телевидении

Продолжаем боевую подготовку к премьере второго сезона «Игры престолов», представляя на этот раз интервью с одним из мастеров интриг при дворе королей Вестероса, Петиром «Мизинцем» Бейлишем…точнее, его исполнителем, ирландским актёром Айданом Гелленом:

Перевод: redno

*  *  *

Айдан Гиллен, стоящий подле торгового центра Пауэрскорт этим ясным субботним утром, кажется неизвестным. С чашкой кофе в руке, чёрным капюшоном на голове и серых кедах на ногах, Гиллена скорее можно принять за подростка, чем за знаменитого актёра. Вместе с тем мальчишечья внешность 43-летнего актёра скрывается за усталостью и настороженным взглядом, проблески седины так же выдают его возраст.

Все в Гиллене как будто пытается отклониться от его относительной знаменитости, сам он описывает себя как «с трудом узнаваемый» и чувствует себя неловко при общественном внимании, что несколько неожиданно от человека его профессии. После пятнадцати лет на ведущих ролях в Ирландии и за рубежом, в таких сериалах, как «Близкие друзья», «Прослушка», «Любовь/Ненависть» и «Игра Престолов», можно было ожидать, что актёру будет комфортно в центре внимания, ведь несмотря на неловкость, он никогда не теряет рассудительности и способности ясно выражаться. Учитывая невосприимчивость Гиллена к публичности, ему очень подошла последняя роль ведущего «Иных Голосов» на канале RTE. «С моей точки зрения это была непринуждённая, лёгкая работа. Я мог просто быть самим собой, смотреть на восхищающих меня людей, играющих хорошую музыку и немного комментировать. Отвечая за что-то, нужно обязательно создать впечатление, что вы знаете, что делаете, не так ли? Только так учишься».

Согласно отзывам, ранним декабрем в ходе фестиваля «Иных голосов», город Дингл становится магическим местом. Это ощущение конечно же зацепило и Гиллена. «Я люблю Дингл в это холодное время года, когда улицы украшают множеством гирлянд. Скоро можно будет официально называть и это Рождеством. Тогда-то приятно увидеть первых засаленных рок-энд-рольщиков шагающих по улице.

Я бы сказал, что фестиваль занял почётное место в моей жизни за последнее время. Было настоящей привилегией наблюдать за происходящим с балкона крошечной церквушки имени Святого Джеймса, откуда записывается шоу. Всё очень спокойно, вход общедоступен, люди ходят туда-сюда. Там имели место дружеские беседы за стаканом чая, но и поздние тусовки с телевизорами в окнах, и разукрашенными козлами, снующими по коридорам Отеля Беннера.»

Такая близость редко чувствуется между актёрами и поклонником. О былых временах нечего и говорить, однако может быть она более осуществима сегодня, с повсеместным развитием социальных сетей. Работа Гиллена в сериале «Прослушка», где он три сезона играл амбициозного политика Томми Карсетти, по сей день вдохновляет людей с которыми он пересекается в повседневной жизни.

«Нельзя было не заметить, сколько людей в Ирландии смотрели тот сериал, в основном путём нелегального скачивания, потому что они об этом говорили ещё до телевизионной или кабельной трансляции. «Прослушка» был из тех сериалов, которые хочется обсудить после просмотра. И если в пабе или на улице в Дублине кто-то узнавал меня, я с ними болтал, почему бы и нет? Так что я всегда чётко осознавал количество людей, смотрящих сериал и знал их мнение о нём.»

Часто почитаемый как «Великий Американский Роман 21 века», «Прослушка» по-прежнему в значительной степени является культовым произведением. В течение шести лет и пяти сезонов, современная вариация на тему полицейской драмы (созданную бывшим журналистом газеты Baltimore Sun, Дэвидом Саймоном), имела небольшую, но преданную аудиториуи. Однако и сегодня, четыре года после выхода последней серии, популярность сериала лишь растёт, несмотря на хитросплетённость сюжетных линий.

«Его репутация все еще растет, это невероятно. Я думаю, что четвертый сезон привлек множество новых зрителей. Там было представлено поколение подростков – Дьюки, Майкл, Нэймонд и Рэнди – зрители просто не могли не полюбить их. Вот где все по-настоящему началось, несмотря на то, что сериал было прекрасен с первого эпизода.… Временами людям не нравится смотреть на своё зеркальное отражение так долго, но это им не помешало продолжать смотреть. Мы должны быть благодарны за это.»

Готовность Гиллена баловать фанатов удивляет, это конечно мило, но в ходе общения становится ясно, что он просто большой поклонник, как и другие пьяные кутилы, пристающие к нему в пабах Дублина. «Моим любимым персонажем был, наверное, Майкл, но мне очень нравился и През тоже, особенно когда он был учителем. Моя любимая сцена там, где Дьюки получил от него деньги в пятом сезоне. Дьюки говорит что это для колледжа, През отдает деньги ему и говорит «Что же, если так, наверное мы ещё увидимся, а если нет, видимо я тебя уже не увижу.» Душераздирающе.»

Восторг Гиллена к сериалам с его участием распространяется и на последнюю продукцию HBO — «Игру престолов». Прочитав все пять романов саги «Песнь Льда и Огня», лежащих в основе сериала, Гиллен настоящий знаток псевдо-средневекового мира Вестероса и множества его интригующих обитателей. Пока что телевизионная адаптация оправдывает его ожидания. «Я люблю широкомасштабные шоу, с множеством задействованных ниточек – мне нравится то, что это сложная, грустая и весёлая история. И то, что все это основано на реальном человеческом опыте, вдобавок с чем-то подобного магии, начинающего просачиваться. Все это удалось воспроизвести в сериале и потому получилось правдоподобно».

Гиллен играет своего рода сторонника принципов Маккиявелли, Петира Бейлиша по прозвищу Мизинец, гораздо более рассудительного, коварного и остроумного, чем все предыдущие персонажи в послужном списке актёра. Впрочем, Гиллен спешит защитить безнравственные достоинства Бейлиша: «Вообще-то сейчас я стараюсь не играть негодяев, и может быть то, что я подписался на шесть сезонов воплощения на экране Мизинца идет вопреки этому, но я не вижу в нём злодея. Он скорее великолепный стратег, старающийся выжить в ожесточенном мире». Детали второго сезона «Игры Престолов» скудны для тех кто не читал книги, если даже Гиллен и не прочь выдать хотя бы немного спойлеров. «Появляются несколько сильных персонажей (а у Джорджа Р.Р. Мартина они всегда припрятаны) – нельзя не отметить брата покойного короля Роберта Баратеона, Станниса. Мы увидим, как Мизинец расширяет своё поле деятельности и немного путешествует. Замечательно иметь возможность немного проветриться.».

После назначения Тириона Ланнистера (которого с долей юмора играет лауреат премии Эмии Питер Динклейдж) главным советником отвратительному королю Джофри, многие зрители жаждают увидеть состязание Гиллена и Динклейджа в этакой битве интриг, однако Гиллен призывает к терпению. «У меня есть некоторые трения с Тирионом – сейчас он по-настоящему доминирует в Королевской Гавани…Там всегда что-то происходит и не надо спешить выставлять всех друг против друга. Имея опыт «Прослушки», мне известны достоинства долгой игры. Это интересней, и не так покровительно».

Перед создателями сериала Дэвидом Бениьоффом и Д.Б. Вайссом стоит сложная задача — адаптировать возлюбленную фэнтезийную сагу, и то, что на каждую книгу выделенно всего 10 серий на телевидении, только затрудняет процесс. Компресирование мартиновского плотнейшего текста было упрощено с использованием «секспозиций» — смесь секса и экспозиции (термин, который придумал обозреватель Джеймс Понивозик из журнала TIME). Повсеместное использование «секспозиции» весь первый сезон помогло передать непосвященным зрителям побольше информации при наименьшем ощущении занудности. Гиллен считает, что этот приём не удешевил сериал. По его словам, «В книгах много диалогов и много секса, так что я думаю, они пошли путем достойного обьединения, и эта та условность, по которой работает телевизионная драма». «Не забывайте о том, что мой персонаж владеет сетью публичных домов, поэтому там всегда что-то происходит, но надеюсь, что происходящее не будет слишком отвлекать от действия. В любом случае, теперь у нас уже есть драконы».

Несмотря на свой лихорадочный график (съёмки «Игры Престолов» проходили в таких далеких локациях как Дубровник в Хорватии, на леднике Ватнайёкюдльв Исландии, и, в Белфасте) Гиллен так же нашел время снятся в двух эпизодах гангстерской драмы Любовь/Ненависть телеканала RTE, в роли босса мафии Джона Боя Паувера. Учитывая уровень Гиллена и те возможности, имеющиеся у него в лучших зарубежных телевизионных отраслях, почему же он выбирает блистать в Ирландском телевидении?

«Почему бы и нет? Я ирландец, у сериала был прекрасный сценарий, который был актуален во время сьемок. Возможно, был некоторый риск, попросту у нас нет выдающейся традиции телевизионных драм, но риск — штука хорошая. Мысль о том, что будет здорово стать частью того, что станет чем-то великим. До второго сезона мы искали свой ритм, и работали для достижения этой цели. Чрезвычайно талантливый писатель Стьюарт Каролан (сценарист Любви/Ненависти), составил там целый мир, в котором ни грамма неестественности».

Ясно, что в Ирландии нет таких денег для инвестиции в обширную телевизионную сеть, и обычный стандарт ирландских программного вещания с трудом найдет себе место в мировом, но теплый прием, оказанный «Любви/Ненависти» определенно многообещающ. Однако, Гиллен не верит что ирландское телевидение нуждается в спасении. «Риорданы», изысканный и новаторский телесериал по многим стандартам, был выпущен тут в семидесятых», заявляет Гиллен, «Я не думаю, что в любом случае нужно много денег для создания утонченного телесериала… телевидение не обязано быть дерьмовым». Актёр не стесняется говорить о том, как важен по его мнению «Любовь/Ненависть» в отражении современной Ирландии: «Городам масштаба Дублина и странам масштаба Ирландии, не чужда жестокая реальность наркотиков, бандитских группировок, оружия и убийства. Всё это напрямую связанно с потребительским спросом на пресловутые наркотики. Пошатнувшаяся экономика порождает хитрость и коварство в этом бизнесе… Не подвергая сомнению оригинальности мышления сценариста сериала, Стьюарт несколько сгущает краски того, что мы читаем на передовицах каждый день. Мы удручающе хорошо знакомы с этим миром.».

Фотосессия закончена, Гиллен выглядит облегчённым, ведь разговор стал гораздо более непринуждённым после перехода на тему студенчества в колледже TCD и напарнике по «Игре престолов», Джеке Глисоне («Вы видели мультик «Игра Престолов» на Ютубе? Джофри в нем хорош, у него большая блестящая цепь вокруг шеи с надписью ПРИДУРОК». Мы обменялись вежливыми прощаниями, а после Гиллен волоча ногами прошёл вниз по лестнице и оказался вне поля зрения, как он и предпочитает.

Оставить комментарий

Вам необходимо авторизироваться чтобы участвовать в дискуссиях.